Фугдинская десантная операция – операция войск Особой Дальневосточной армии (ОДВА) и сил Дальневосточной военной флотилии (ДВФ), проведенная 30 октября – 2 ноября 1929 г. в ходе конфликта вокруг Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
Несмотря на успешное проведение Лахасуской десантной операции 12 - 13 октября, обстрелы пограничных районов и мирного населения белокитайскими войсками в районе КВЖД не прекратились. Поэтому командующий ОДВА В. К. Блюхер решил провести операцию в глубь по реке Сунгари. В оперативном приказе от 28 октября 1929 г. он определил следующие цели Фугдинской десантной операции: уничтожить остатки Сунгарийской военной флотилии вместе с ее базой в районе города Фугдин; разгромить сухопутные китайские гарнизоны по реке Сунгари от г. Лахосусу до г. Фугдин включительно. Чтобы предупредить бегство противника из г. Фугдин и отход его военных судов вверх по реке Сунгари, командующий приказал десантную операцию осуществить с максимальной быстротой, полным напряжением сил, выделенных для ее проведения.
Для выполнения операции была назначена та же группа (командующий группой – Я. И. Озолин), что успешно действовала при Лахасусу: Дальневосточная военная флотилия в полном составе (4 монитора, 4 канонерских лодки, 3 бронекатера, 2 тральщика, минный заградитель и речная авиаматка, командующий – Я. И. Озолин); 2-я стрелковая дивизия в составе 5-го Амурского полка, 1-го батальона и полковой школы 4-го полка (командир – И. А. Онуфриев); кавалерийский эскадрон; 40-я бомбардировочная эскадрилья и 68-й отдельный авиационный речной отряд (всего 21 самолет, общее руководство – Я. Я. Карклин), транспортные средства для перевозки войск и их снабжения.
Для выполнения задачи командующий группой Я.И. Озолин приказал:
«1. Образовать ударную головную группу в составе мониторов «Красный Восток» и «Сунь Ятсен», канлодок «Красное Знамя», «Пролетарий» и «Бурят», группу тральщиков, минного заградителя «Сильный», 2-го батальона Волочаевского полка, бронекатера «Барс» и паровых катеров «Сокол» и «Луч».
2. Образовать десантную группу под общим командованием командира 2-й стрелковой дивизии И. А. Онуфриева в составе 5-го стрелкового полка, 1-го батальона и полковой школы 4-го полка, кавэскадрона, монитора «Свердлов», канлодки «Беднота», парового катера № 3 и транспортного отряда.
3. Монитор «Ленин» и 68-й отдельный авиационный разведывательный речной отряд получают отдельные самостоятельные задачи.
4. Задачами ставлю: Головной ударной группе прорваться на рейд г. Фугдин и уничтожить вооруженные корабли Сунгарийской флотилии. Десантной группе тов. Онуфриева высадиться у деревни Тусаки, быстрым движением направиться на г. Фугдин, развивая наступление уничтожить живую силу противника и занять г. Фугдин. Монитору «Ленин» выйти на рейд г. Лахасусу, высадить судовой десант в полукилометре ниже города, занять город и, закрепившись, обеспечить тыл групп, продвигающихся вверх по реке Сунгари. 68-му отдельному авиационному речному отряду (ОРАО) по условному сигналу вылететь на г. Фугдин, где бомбежкой уничтожить военные корабли Сунгарийской флотилии. В случае неполучения сигнала вылет произвести в 6 ч 30 мин. Бомбежку повторять до выполнения задачи, возвращаясь на базу за боезапасом. При полетах осуществлять разведку и сбрасывать вымпела на монитор «Красный Восток». При возвращении с первого рейса одному самолету сесть на воду у монитора «Красный Восток» для использования по связи. Бронекатеру «Барс», выйдя в реку Сунгари за 3 часа до рассвета, подняться выше г. Лахасусу и перерезать проволочную связь Лахасусу, Фугдин.
5. Сосредоточение сил в исходном положении: Головной группе к 5 ч. 30 мин. на якоре в исходном ордере, имея головной корабль на траверзе дер. Могонхо, возможно ближе к левому берегу реки Амур. Начало движения по моему сигналу «В». Десантной группе тов. Онуфриева, находясь в походном порядке, занять позицию против устья реки Сунгари к 7 часам. Движение начать по моему сигналу по радио «уходить». Монитору «Ленин» занять исходное положение в кильватер кораблям головной группы к 5 ч. 30 мин. и, начав движение, вслед за ней, выйти для выполнения задачи на рейд г. Лахасусу.
6. При занятии г. Фугдин – старшему из войсковых начальников вступить в исполнение начальника гарнизона города и предусмотреть общий порядок и охрану учреждения, складов и оказывать содействие частям, назначенным для эвакуации.
7. Ни в коем случае не допускать враждебного отношения к местному безоружному населению и не причинять вред его имуществу.
8. Все трофейное (военное) имущество вывезти на нашу территорию. Имущество, которое вывезти невозможно, – уничтожить. Китайских военных, взятых в плен как здоровых, так и раненых эвакуировать на нашу территорию.
9. Наших раненых и убитых на китайской территории ни в коем случае не оставлять.
10. В отношении связи при операции руководствоваться: а) в пределах видимости – держать связь, исключительно флажную и семафорную; б) по радио связь иметь только с командованием группой и штабом, допуская нарушение этого порядка в исключительных случаях».
К началу операции в районе и на подступах к г. Фугдин группировка китайских войск насчитывала в своем составе около 3000 пехотинцев, 500 кавалеристов, 700 дружинников и полицейских. На их вооружении находилось 8 орудий, 11 бомбометов и 15 пулеметов. Кроме того, к 30 октября к г. Фугдин должны были прибыть 2 кавалерийских полка. В городе также дислоцировались корабли Сунгарийской флотилии (командующий – адмирал Шэнь Хунле): крейсер «Кыан-Хен», вооруженные пароходы «Дзян-Най», «Дзян-Тунь», «Дзян-Ань» и транспорт «Ли-Чуань». Непосредственно в районе города авиации не было. Но ожидалось прибытие из Гирина в Харбин авиационного отряда № 2 в составе 3 бомбардировщиков «Бреге» и двух разведывательных самолетов «Потес».
Непосредственные подступы к Фугдину представляли собой достаточно мощную, заранее подготовленную оборонительную позицию. Устье реки Сунгари было заминировано, а в 9 км от города установлено заграждение из затопленных пароходов и барж с металлическими переплетами-рогатками, выступающими над водой. Заграждение прикрывалось артиллерийским огнем с кораблей, стоящих на рейде, и батарей, расположенных на берегу.
Несмотря на крайне сжатые сроки подготовки и проведения Фугдинской десантной операции, а также трудные навигационно-гидрографические (устарелые топографические карты 1896 - 1906 гг. без дальнейших корректировок, заболоченность реки, обилие проток и мелких рек, перекаты) и гидрометеорологические (сильный штормовой ветер с порывами до 10 баллов, низкая температура до -15оС, сильная волна, ледяные поля, торосы, начинающийся ледостав) условия, она была подготовлена успешно.
Операция проводилась в следующей последовательности: 28 и 29 октября тральщики тралили фарватер для прохода в устье реки Сунгари. К 30 октября флотилия с десантными войсками была сосредоточена в полной готовности у с. Михайлово-Семеновское на реке Амур. Головной отряд в 5 час. 30 мин. и транспортный отряд в 7 час. заняли исходное положение перед устьем р. Сунгари. С рассветом тральщики снова протралили фарватер устья, за ними в установленном заранее походном ордере выдвинулась головная ударная группа, а затем – транспортный отряд.
После успешного перехода двумя мониторами переката, командующий группой Я. И. Озолин принял решение приблизить место высадки десанта к установленному в 9 км от Фугдина заграждению. Проведенная бронекатером «Барс» рекогносцировка за заграждением определила удобное место для высадки десанта, выводящее десантные войска во фланг и тыл главной укрепленной позиции противника.
В 8 час 30 октября тральщики установили проход через заграждение. Противник оказал сильное сопротивление. До 11 час. 25 мин. продолжался бой монитора «Красный Восток» и двух канонерских лодок с батареями противника и осуществлялась артиллерийская поддержка высадки передового отряда с минного заградителя «Сильный». Высадка десантных войск завершилась к 17 час. В 18 час. город был окружен.
Особенно успешными были действия 68-го авиационного отряда, который в неблагоприятных метеорологических условиях в первый день Фугдинской операции сделал 17 самолето-вылетов, выполнил все поставленные перед ним задачи. Он не только сорвал работы противника по заграждению реки Сунгари, но и потопил 2 вооруженных парохода и крейсер «Кыан-Хен», который затонул на рейде г. Фугдин. В следующие дни авиаотряд успешно поддерживал десантные войска на берегу, атакуя пехоту, кавалерию и обозы противника, ведя воздушную разведку.
Утром 1 ноября Фугдин был занят десантными войсками почти без сопротивления. С наступлением темноты вся группа сосредоточилась за заграждением и на следующий день вышла вниз по Сунгари и возвратилась в Хабаровск. Потери в ходе операции были минимальными (3 убитых и 11 раненых, выведено из строя 2 самолета: один разобран, другой сожжен, экипажи живы). Операция была проведена успешно.
В целом в ходе Лахасуской и Фугдинской десантных операций в течение нескольких дней были уничтожены Сунгарийская военная флотилия вместе с ее базой в г. Фугдин и сухопутные китайские гарнизоны по реке Сунгари от г. Лахасусу до г. Фугдин включительно. Быстрота и решительность проведения операций, а также исключительно высокое политико-моральное состояние личного состава обеспечили полный их успех. Эти операции имели значительный политический резонанс.
За активное участие в разгроме китайских милитаристов постановлением ЦИК СССР от 23 марта 1930 г. ДВФ была награждена орденом Красного Знамени.
Автор: Владимир Жуматий, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор.
Фото: Минобороны России.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: