Туроператоры, отельеры и аналитики оценили перспективы создания в России новых круглогодичных морских курортов. Готовность государства развивать внутренний туризм крупными инвестпроектами «с нуля» нравится всем. Однако у представителей турбизнеса остаются вопросы и есть свои предложения.
Правительственная комиссия по развитию туризма под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко в расширенном составе обсудила выполнение поручения Владимира Путина о создании к 2030 году целой серии круглогодичных морских курортов.
Какие новые морские курорты планируется строить в России в приоритетном порядке.
По планам властей, новая инфраструктура, создаваемая с участием корпорации «Туризм.РФ» на Балтийском, Азовском, Черном, Каспийском, Японском морях и на озере Байкал должна принимать до 10 миллионов новых туристов в год.
Что известно о ключевых проектах круглогодичных приморских курортов в России:
Проект | Регион | Площадь | Что построят | Сумма инвестиций | Известные сроки |
«Новая Анапа» | Краснодарский край, станица Благовещенская | 1600 га | Более 100 гостиниц с номерным фондом 15–25 тыс, спортивный лагерь, океанариум, аквапарк, школы дайвинга | от 250 млрд рублей до 1 трлн рублей (по оценке мэра Анапы В. Швеца) | Разработка мастер-плана должна завершиться в 2024 году |
Каспийский прибрежный кластер | Дагестан, Дербент | 200 га | Береговую полосу 6 км, современную набережную, спортивные и развлекательные зоны, гостиницы от 3* до 5* и коттеджи общей емкостью до 12,5 тыс. мест. Аквапарк, парк аттракционов, центр водных видов спорта и яхтенную марину | 70 млрд рублей (по оценке гендиректора «Кавказ.РФ» А. Юмшанова) | Прием первых туристов планируется в 2026 году |
«Золотые Пески» | Крым, Евпатория | 500 га | Гостиницы и курортную инфраструктуру: широкую линию пляжа, места для отдыха, спасательные вышки. Реорганизуют дорожное движение.
| 59,3 млрд рублей (по оценке министра финансов Крыма И. Кивико в 2022 году) | Должен быть завершен к 2032 году |
Курортная зона на берегу Японского моря | Приморье, Хасанский округ | 150 га | Гостиницы на 100 номеров с круглогодичным бассейном, апарт-отели, рестораны, рыбный рынок, аквапарк, детские центры | до 30 млрд рублей (по оценке губернатора Приморского края О. Кожемяко) | идет выделение земельного участка для курорта |
Саки | Крым, Саки | 15 га | Более 10 тыс. номеров, крытый аквапарк, термальный, медицинский и спортивный комплексы, SPA-центр, конгресс-центр | 14 млрд рублей | Завершение планируется к 2025 году |
Абрау Дюрсо | Краснодарский край, Новороссийск | | Более 700 отельных номеров, глэмпинг, активити-парк, детский игровой и торгово-деловой центр | 23,2 млрд руб. (по оценке вице-президент по туризму и специальным проектам «Абрау-Дюрсо» И. Гончаровой) | Завершение планируется к 2029 году |
«Русская Балтика» | Калининград, городской округ Янтарный | 500 га | Подогреваемый бассейн с морской водой длиной 1 км, зону отдыха, отельные комплексы, магазин беспошлинной торговли и безакцизного алкоголя | | Начало работы - 2028 год |
Опрошенные «Вестником АТОР» эксперты туроператорского рынка высоко оценивают стремление государства развивать внутренний туризм на фоне экономической нестабильности и воздействия негативных внешних факторов.
«Если говорить о пляжном отдыхе на море, то переход к строительству новых курортов с нуля можно только полностью поддержать. Это гораздо более эффективно для развития туризма, чем «латание дыр» на старых курортах», – считает генеральный директор сети отелей «Ателика» и «Дивный мир» Алексей Высоканов.
«Дорогу осилит идущий – правительство, безусловно, затеяло масштабные проекты. Хорошо, что в это трудное время государство думает над стратегией внутреннего туризма. Не в один год, но эти территории будут развиваться», – говорит вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
«Для увеличения турпотока регионам нужны новые крупные объекты. Интерес к путешествиям по стране растет, а развитых курортных комплексов не хватает. На наш взгляд, особенно чувствуется их нехватка в Калининградской и Ленинградской областях, на Байкале, в Приморье», – говорит коммерческий директор Национального туроператора Алеан Оксана Булах. В компании отмечают, что успех проектов во многом будет зависеть от эффективности решения сложных земельных вопросов.
Не все новые курорты будут одинаково привлекательны для туристов.
Г-н Ромашкин отмечает, что реализация новых проектов даст разный эффект и отдачу – в зависимости от их географического положения и потенциальной аудитории.
Одним из самых перспективных среди перечисленных проектов – это «Новая Анапа», подчеркивает он. Безусловно большой вклад в увеличение внутреннего турпотока дадут и другие проекты на Черноморском побережья России.
Дагестанские морские курорты перспективны, но для их раскрутки уже сейчас требуется серьезная маркетинговая работа.
«Каспийское море сейчас во многом «выпадает» из поля зрения туристов, выбирающих классический пляжный отдых. И за 7 лет эту ситуацию придется изменить, объясняя широким массам туристов, что в Дагестане есть теплое море и хорошие пляжи», – говорит г-н Ромашкин.
Как поясняет эксперт, на Балтике очень короткий сезон, поэтому и влияние курорта на формирование туристического потока будет ниже, а у курортов Японского моря потенциал виден скорее в части привлечения туристов из Китая.
Глава экспертного направления Strategy Partners Сергей Лозинский считает, что несмотря на все транспортные сложности, хороший спрос и высокая загрузка новых морских курортных кластеров вполне реальны, особенно если говорить про Черное, Каспийское и Балтийское моря.
«Но в Приморский край туристов из европейской части России пока сложно привлечь – здесь придется рассчитывать в первую очередь на население самого ДФО и на иностранных туристов», – говорит г-н Лозинский, соглашаясь здесь с вице-президентом АТОР по внутреннему туризму.
Внутренний турпоток должен удвоиться к 2030 году. Что может этому помешать.
Согласно планам властей, новые курорты должны способствовать удвоению внутреннего турпотока к 2030 году.
«Ключевой показатель национального проекта – количество внутренних туристических поездок, которое должно составить не менее 140 млн к 2030 году, и 10 млн, которые обеспечат новые морские курорты, станут серьезным вкладом в эту копилку. В планах – создать не менее 44 тыс. новых гостиничных номеров. Развитие федеральных курортов предполагает также комплексный подход к обеспечивающей инфраструктуре», – сказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Туроператоры не считают, что такие показатели принципиально недостижимы.
«Озвученные перспективы турпотока вполне реалистичны с учетом огромного природного потенциала российских дестинаций. Безусловно, потребуются серьезные инвестиции, но задачи выполнимы», – считают генеральный директор Pegas Touristik Анна Подгорная.
Однако другие эксперты рынка озвучивают резонные опасения, что негативное влияние на исполнение планов правительства по росту турпотока может оказать экономика, вернее, платежеспособность населения. Для достижения цели в 140 млн поездок те россияне, которые в принципе вовлечены в туризм (а это сейчас, по оценкам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, всего 7% работающего населения), должны будут съездить на отдых не один раз в год.
Опрошенные эксперты отмечают, что для воплощения планов в жизнь и увеличения доли путешествующих нужно более реалистично соотнести возможности и потребности рынка.
Половина всего годового турпотока должно идти на морские курорты.
Во-первых, г-н Ромашкин предлагает обратить внимание на объемы номерного фонда в новых проектах.
«Отельеры оценивают мощности инфраструктуры в номерах. Туроператоры – в местах. Заявленные 44 тыс. номеров – это, с определенной погрешностью, 100 тыс. мест. Известный турбизнесу коэффициент оборачиваемости номеров позволяет предположить, что такое количество мест позволит принять 2-2,5 млн туристов в год. То есть для расселения еще 8 млн из 10 планируемых на новых курортах потребуются дополнительные объекты размещения», – объясняет глава «Дельфина».
Кроме того, представители турбизнеса подчеркивают, что для достижения финальной цели в 140 млн внутренних турпоездок в 2023 году должна быть пересмотрена также общая концепция развития внутреннего туризма – на все морские курорты должна приходиться как минимум половина этого объема, т.е. 70 млн поездок.
«Структура внутреннего туристического спроса стабильна и не меняется уже много лет: не менее 50% отдыхающих едут к морю, около 25% – на экскурсии, 10% – в санатории, еще 15% приходится на остальные виды туризма. Сейчас на пляжах отдыхают в совокупности около 30 млн туристов. Если за счет новых курортов добавить еще 10 млн – будет 40 млн. Это значит, что нужно решить вопрос привлечения на морские курорты еще 30 млн человек в год», – говорит вице-президент АТОР по вопросам внутреннего туризма Сергей Ромашкин.
Эксперт не исключает, что всем проектам потребуются для расширения дополнительные инвестиции.
Круглогодичная загрузка отелей в новых курортных проектах принципиальна для ценовой доступности.
Собеседники «Вестника АТОР» отдельно подчеркивают важность фактора всесезонности курортов.
«Нужно учитывать климатические условия. Морские курорты России необходимы. Но как сделать их круглогодичными? Холодное море не подогреешь, значит нужны иные способы привлечения туристов в несезон, и они могут быть самыми разными в зависимости от курорта и потребуют развития отдельной инфраструктуры в каждом отдельном случае», – резонно замечает один из опрошенных экспертов.
Генеральный директор туроператора «Мультитур» Юлия Высоканова, говоря о новых проектах на Черном и Балтийском морях предлагает привлекать туристов подогреваемыми бассейнами, оздоровительными и SPA-услугами.
«На данный момент нет ясности, что именно подразумевается под фразой: «достичь круглогодичности работы морских курортов». Приехать посмотреть на море в зимний сезон туристам ничто не мешает и сейчас. Для каждого инвестпроекта нужно четкое понимание длительности купального сезона и того, чем именно будут заняты там туристы, которые не смогут купаться в море», – говорит эксперт.
В Алеан соглашаются, что сезон пляжного отдыха в нашей стране очень короткий и заблаговременное, на этапе мастер-плана, планирование обеспечивающей круглогодичность инфраструктуры – это то, что необходимо всем перечисленным проектам для успешности.
Это позволит в будущем отелям новых курортов снижать цены на проживание в высокий сезон: в отсутствии перекосов в загрузке, которые сейчас наблюдаются на «старых» курортах, можно будет сформировать комфортную ценовую политику для туристов.
Текст: Екатерина Тропова.
Янтарный Калининградской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.