Представители туротрасли недоумевают по поводу отсутствия единообразия в решении вопросов о возвратах путешественникам денег за услуги, не оказанные из-за закрытия авиасообщения по ряду направлений в «пандемию» и после. В то время как в отношении авиаотрасли рассматривается вопрос о продлении отсрочки исполнения обязательств, туроператорам в этом отказали.
Срок действия «пандемийных» ваучеров, полученных авиапассажирами от авиакомпаний за отмененные поездки с начала 2020 года начинает истекать. Пассажиры ждут возврата денег с процентами, однако авиакомпании, по данным газеты «Коммерсант», не спешат с выплатами. Вместо этого перевозчики рассматривают возможность «продления действия ваучеров».
Как развивалась ситуация вокруг выплат за отмененные «ковидные» туры.
Эксперты туристической отрасли напоминают, что 6 июня 2020 года правительство РФ утвердило постановление, которое узаконивает право авиакомпаний выдавать пассажирам ваучеры вместо денег за отмененные в связи с Covid-19 регулярные рейсы.
Авиакомпании получили право в одностороннем порядке изменять условия договора перевозки пассажира или отказаться от его исполнения, по договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года по международным воздушным перевозкам в КНР, с 18 марта 2020 года – по всем внутренним и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 года.
Предполагалось, что если пассажир не воспользуется ваучером в течение трех лет, ему вернут деньги. Три года прошло. Но, как говорят специалисты, «в целом для рынка мало что изменилось»: большое количество ранее популярных направлений по-прежнему закрыты для российских туристов и для турбизнеса. Изменилась только причина их закрытия.
Кроме того, надо понимать, что в марте 2022 года, когда 90% «ковидных» долгов пассажирам вернули и турагенты, и авиакомпании, рынок столкнулся с новыми ограничениями – закрытием воздушного пространства Юга России и многих международных направлений, что привело к накоплению новой задолженности перед потребителями, эквивалентной той, которая образовалась в связи с объявлением пандемии.
Как эксперты оценивают структуру и сумму долга туроператоров и авиакомпаний сегодня.
На данный момент, по оценкам специалистов, туроператоры должны вернуть туристам еще 4-6 млрд руб. в совокупности за «ковидные» туры и отмененные в связи с закрытием воздушного пространства.
Скорее всего, говорят эксперты, долг авиакомпаний такого же порядка. Но точно этого установить аналитикам рынка не удалось – эти сведения перевозчики не разглашают.
Предположительно, изначально этот долг составлял порядка 120 млрд рублей и вернулся к «исходному» состоянию в марте прошлого года из-за геополитического кризиса. Учитывая динамику возвратов и получение помощи от государства, можно предположить, что сейчас его объем – до 10 млрд рублей.
Представители туроператоров отмечают, что в структуре их долга туристам до 50% – это как раз стоимость авиабилетов. Специалисты авиарынка говорят, что через туроператоров реализовывались до 35% авиабилетов от общего объема продаж авиакомпаний.
Это вызвало к жизни проблему, связанную с взаимозачетом между туроператорами и авиакомпаниями. Одним игрокам туристического рынка все же удалось полностью синхронизировать процесс обработки запросов на возврат и туроператоры производили взаимозачеты с партнерскими авиакомпаниями в ответ на пожелание туриста оформить тур по доступному направлению взамен отмененного.
Другие же столкнулись с неожиданной и неприятной сложностью: пассажиры получали ваучер от перевозчика на авиабилет, но при этом сохраняли право требовать от туроператора компенсации полной стоимости тура.
У туроператоров «ваучеров» не было. Как напомнил директор туроператора Space Travel Артур Мурадян, для них действовало постановление правительства № 1073, дававшее отсрочку по возврату за не состоявшиеся из-за пандемии туры.
Однако в конце декабря 2022 года его действие закончилось, и по инициативе Минэка более не было продлено. Хотя, напомним, полноценно восстановить деятельность туроператорам после «ковида» помешали уже новые ограничения.
Рынок просит синхронизации действий регуляторов.
Другие представители туротрасли опрошенные «Вестником АТОР», с одной стороны, говорят о том, что продление действия ваучеров авиакомпаний действительно может быть полезным для туристов и для государства с точки зрения подтверждения его социальной ответственности.
С другой стороны, ситуация на данный момент уже далека от критической, поэтому логичным было бы синхронизировать меры в отношении авиаперевозчиков и туроператоров. Если при аналогичной аргументации действие постановления № 1073 не продлили для турбизнеса, значит авиаперевозчики также уже в состоянии самостоятельно справиться с грузом оставшейся ответственности.
«Сейчас ситуация уже не является критической. Да, мы не знаем, о каких точных суммах идет речь, но большинство долгов уже так или иначе выплачено. Оставшиеся обязательства авиакомпании вполне смогут исполнить, если они в принципе продолжают деятельность», – говорит один из экспертов.
Однако главное, на что просят обратить внимание туроператоры – это синхронизация действий правительства и отраслевых регуляторов в отношении бизнеса смежной направленности. Ранее похожего плана дискуссия развернулась вокруг отмены НДС: когда налог перестали платить отели, это бремя легло на плечи туроператоров.
Теперь аналогичная ситуация возникла и в отношении господдержки перевозчиков и туроператоров. Отсутствие синхронизации негативно влияет на рынок, и без того переживающий непростой период.
Автор: Екатерина Тропова