Туроператоры сообщают, что в этом летнем сезоне иностранных туристов в России практически не будет. От поездок иностранцев останавливают сокращение объемов и кратное удорожание перевозки, визовые ограничения, невозможность платить банковскими картами и другие факторы.
С конца прошлого года и в первом квартале 2022 года въездной туризм впервые с начала пандемии начал демонстрировать тенденции роста. Однако уже со второго квартала показатели снова резко пойдут вниз, прогнозируют эксперты.
По оценкам некоторых участников рынка, в летнем сезоне 2022 года поток классических экскурсионных туристов сократится больше чем на 95% в сравнении с допандемийным периодом.
«Спрос на въездной туризм в России от организованных групп и индивидуальных туристов с основных въездных рынков, которыми являются страны Европы, Китай, Япония и страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, практически остановился, и с доковидным 2019 годом этот летний сезон вообще сравнивать нельзя. Спрос в ковидном 2021 году на туры в Россию и сейчас также трудно сравнить, т.к. прошлым летом в Москву, Санкт-Петербург и Сочи еще могли приезжать туристы из ближневосточных стран. А сейчас и их практически нет», – рассказывают в компании «Интурист».
В Ростуризме также ожидают спад потока иностранных туристов. По словам главы ведомства Зарины Догузовой, в прошлые годы экспорт услуг в туризме (доходы от въезда иностранцев) обеспечивал России больше 11 млрд долларов в год. В 2022 году этот показатель, согласно прогнозам Ростуризма, упадет до 2 млрд долларов – то есть сократится больше чем в 5 раз.
Какие есть ограничения для поездок туристов в Россию.
«На спрос иностранцев на туры в Россию негативно влияет сразу множество факторов. Это курс рубля, ковидные ограничения на въезд (все равно нужен ПЦР-тест), уход Visa/Mastercard – невозможность платить, уход иностранных брендов, отсутствие электронной визы, отсутствие прямых авиаперелетов из некоторых стран», – рассказывают в KMP Group.
В «Академсервисе» констатируют, что если туристическая аудитория «недружественных» стран от России отрезана (авиацией, блокировкой карт и пр.), то на спрос из «дружественных» стран Африки, Азии и Латинской Америки негативно влияет отсутствие значимого количества платежеспособного населения (туры в Россию недешевы), а также удаленность большинства этих государств от нашей страны.
Но причина номер 1 – жесткие ограничения по логистике, и высокая цена на билеты на рейсы в Москву.
Например, с Индией Россию соединяет прямой авиарейс «Аэрофлота» раз в неделю. Купить билет на него иностранцы могут только через компанию, зарегистрированную в РФ, и оплатить билет нужно в рублях.
Туроператоры наладили процесс оплаты билетов в Индии через Россию. Однако спрос на туры в Россию от индийских туристов тормозит высокая стоимость перевозки, т.к. из-за ограниченности количества рейсов, стоимость путешествий в Россию увеличилась кратно.
Кто поедет отдыхать в Россию в летнем сезоне.
Туроператоры сообщают, что на данный момент на лето идут только единичные запросы.
«Китай закрыт, Европа отрезана. Возможно, что в летнем сезоне 2022 года у нас будет незначительный объем туристов из стран Ближнего Востока, Южной Кореи, ряда стран Юго-Восточной Азии», – прогнозируют в «Академсервисе».
Зарубежные туроператоры сейчас опасаются предлагать туристам поездки в Россию, ожидая окончания кризиса, подтверждают эксперты компаний, занимающихся въездным туризмом.
Вместо иностранных туристов отели Москвы и Санкт-Петербурга (самые популярные города для туров у иностранцев) будут заполнять туристы из регионов России. Но в отличие от иностранцев, у россиян наибольшим спросом пользуется низкий и средний ценовой сегмент размещения – отели 3*, и в меньшей степени – 4*.
Люксовые отели оказались наименее востребованы.
В наиболее уязвимом положении оказались городские отели Москвы и Санкт-Петербурга категории 5*. В прошлом году спасением для большинства центральных пятизвездочных московских отелей стали клиенты из арабских стран.
Многие отельеры жалуются на низкую платежеспособность большинства российских туристов. Некоторые участники рынка отмечают, что этот фактор, в том числе, стал одной из причин ухода из России люксовых отельных брендов.
Кроме того, в Москве и Санкт-Петербурге уже сейчас наблюдается снижение внутреннего спроса на категорию отелей 4* из-за ухода Booking и отключения России от глобальных сетей бронирования.
«Внутренний туризм никогда полностью не заменит иностранных туристов, но мы в «Интуристе» пытаемся привлечь как можно больше российских туристов к экскурсионным турам по России. В этом году внедрили несколько десятков однодневных экскурсий по Москве и Подмосковью, Санкт-Петербургу и пригородам, Казани, которые можно приобрести отдельно без покупки тура», – рассказывают в компании «Интурист».
Отель может дать скидку.
Учитывая сложившиеся обстоятельства, некоторые отели 4 и 5* дают скидки и акции. Правда, чтобы получить дисконт, чаще всего нужно обращаться непосредственно в отель.
«Единого правила или скидочной системы нет. Все зависит от ситуации, от дат, категории и месторасположения. Рассылок со скидками от отелей практически нет, но если позвонить в отель, то можно получить спеццену», – говорят в KMP Group.