В Москве на выставке Comtrans главные тренды: автомобили на водородном топливе и цифровизация автопарков. Форум проходит один раз в два года. В пост-ковидный период выставка собрала чуть меньшее количество участников по сравнению с 2019 годом. Сегодня свои продукты представляют 123 компании. Из иностранных делегаций: Белоруссия, Литва и Турция. Традиционно на Comtrans многие компании демонстрируют инновационные решения в области мониторинга транспорта и телематики.
Вячеслав Субботин, капитан гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт», ведущий программы «Минтранс»: «Телематика будет двигаться в сторону роботизации. Когда они сольются, получится абсолютный робот. Водитель не будет нужен. И прежде всего это будет коммерческий транспорт. Владелец компании должен знать – что происходит с грузом, с автомобилем, насколько эффективно все работает. И чем больше будет таких опций, тем эффективнее будут перевозки и безопаснее движение».
Константин Самцов, заместитель директора ГК «ТехноКом»: «Клиент всегда хочет большего. Буквально сегодня к нам обратились представители крупной корпорации. Их уже интересует телематика не только для принятия решений, но и для управления без участия человека».
Александр Аккерт, YouTube-канал «Виалон-Сушка»: «Однозначно клиенту нужна не дрель, а дырка в стене. Сейчас во многих компаниях отошли от содержания собственной бухгалтерии. Так и транспортные компании перейдут от диспетчеров к аутсорсингу диспетчеризации. Сейчас об этом думают только владельцы крупных автопарков. Думаю, этот тренд будет снижаться и до компаний с десятью машинами. Прогрессивные клиенты будут использовать транспортную аналитику».
Алексей Мягков, менеджер по продуктам Schmitz Cargobull: «Мы предлагаем аналитику и контроль топлива в баке. Все это доступно в программе, информация прилетает в виде уведомлений. Соответственно – сливы топлива, дозаправки и так далее».
Андрей Сидоров, руководитель продукта «Термофлит» в компании «Адвантум»: «Что касается железа, различных контроллеров – рынок достиг потолка. Следующий этап – это появление сетей 5G. Многие производители транспорта имеют собственное телематическое оборудование для оценки эксплуатации транспортных средств. Эти данные используются конечными клиентами для управления автопарками».
Дмитрий Бутаков, директор консорциума ассоциации производителей автоэлектроники и телематики ГК «Итэлма»: «Направления развития в первую очередь связаны с телематикой. Сейчас основной тренд – роботизация. И те решения в области телематики, которые уже применяются сегодня, они из года в год будут только совершенствоваться».
Как одно из направлений цифровизации автопарков, участники Comtrans демонстрировали интеллектуальные системы контроля и помощи водителю. По оценкам экспертов, рынок подобных IT-решений в России не превышает 10%. Например, в Китае большинство компаний такси оборудованы такими электронными помощниками. Участники выставки уверены, что на отечественном рынке логистики будущее за такими системами.
Максим Жохов, руководитель инновационного отдела ООО «Рус-Бас»: «То, что система сокращает количество ДТП на 60-70%, это мировая практика. Радары привлекают внимание водителя и способны на 96% детектировать какое-либо препятствие и предупредить о возможном столкновении».
Юрий Калашников, специалист телематического отдела Teltonika (Литва): «Телематика в 21-м веке это не только отслеживание автомобиля, но и мониторинг водителя. Без видеофиксации это невозможно. У нас появилось новое решение. Это двусторонняя камера, которая направлена и на дорогу, и на водителя».
Алексей Новиков, коммерческий директор инновационного центра Камаз: «Видеонаблюдение уже не диковинка. Владельцы автопарков по видеоаналитике понимают, как водитель эксплуатирует автомобиль. Развиваются программные продукты, которые позволяют сделать скоринговую модель водителя и откорректировать его манеру вождения. Система мониторинга транспорта - это тот инструмент, который обеспечивает трансформацию бизнеса. Если раньше был продукт «автомобиль», то теперь «автомобиль+сервис». А в будущем это будет «автомобиль, как сервис».