Ситуация на отдельных продовольственных рынках сказалась на инфляции в ноябре, сообщает пресс-служба ЦБ РФ.
В ноябре 2020 года годовая инфляция увеличилась до 4,4%. Повысился и месячный прирост потребительских цен — главным образом под влиянием разовых факторов на отдельных продовольственных рынках и в результате произошедшего в предыдущие месяцы ослабления рубля, говорится в очередном выпуске информационно-аналитического комментария «Динамика потребительских цен».
Динамика потребительских цен: факты, оценки, комментарии (ноябрь 2020 г.).
В ноябре 2020 г. месячный прирост потребительских цен существенно увеличился, главным образом под влиянием разовых проинфляционных факторов на отдельных продовольственных рынках, а также вследствие произошедшего в предыдущие месяцы ослабления рубля. При этом влияние эпидемической ситуации на потребительское поведение и ценовую динамику было умеренным, чему способствовали точечный характер принимаемых мер и ранее произошедшая в текущем году адаптация населения и предприятий к новым условиям. Годовая инфляция увеличилась на 0,43 п.п., до 4,42%. Вместе с наблюдаемым ростом инфляционных ожиданий населения и бизнеса месячные показатели устойчивой ценовой динамики также возросли. Из-за более высоких, чем ожидал Банк России, темпов роста цен в октябре-ноябре годовая инфляция по итогам 2020 г. превысит прогноз Банка России, опубликованный в октябре (3,9 – 4,2%). Тем не менее по мере исчерпания действия разовых факторов и нормализации инфляционных ожиданий постепенно будет более выражено проявляться дезинфляционное влияние спроса. Это замедлит годовую инфляцию до 3,5 – 4,0% к концу 2021 года.
Ценовая динамика
Месячный темп прироста потребительских цен в ноябре 2020 г. (по оценке с поправкой на сезонность, далее – SA1) возрос до 0,59% (на 0,11 п.п. выше, чем в октябре) (табл. 1, рис. 1). Основной вклад внесло увеличение цен на отдельные группы продуктов питания (плодоовощную продукцию, сахар, подсолнечное масло), обусловленное сокращением предложения и повышением цен экспортного паритета вследствие роста мировых цен на эти товары. В целом рост цен на продовольствие ускорился на 0,39 п.п., до 0,86% (SA). Несколько замедлилось увеличение месячного прироста цен (SA) на непродовольственные товары (на 0,06 п.п., до 0,52%), что отражает постепенное исчерпание влияния произошедшего ослабления рубля. Прирост цен на услуги также замедлился (на 0,03 п.п., до 0,33%); их динамика остается смешанной из‑за действия противоэпидемических ограничений на отдельных сегментах рынка.
Показатели месячного роста цен (SA), при расчете которых исключаются волатильные или регулируемые компоненты2 (показатели базисной инфляции), также возросли, но в гораздо меньшей мере (табл. 1). Тем не менее в годовом выражении они превысили 4%.
Годовая инфляция увеличилась на 0,43 п.п., до 4,42%, за счет повышения годового темпа прироста цен на продовольственные (на 0,93 п.п., до 5,76%) и непродовольственные (на 0,36 п.п., до 4,51%) товары. Годовой темп удорожания услуг уменьшился до 2,52% (рис. 2, Приложение 1). Годовые показатели устойчивой ценовой динамики (базовая инфляция, медиана годовых приростов, прирост цен на товары и услуги без учета подгруппы с волатильными ценами) возросли, но остались ниже 4%. Оценка трендовой инфляции в ноябре повысилась до 4,01% – с 3,93% в октябре.
Влияние предложения продовольствия
Заметный вклад в повышение текущих темпов роста цен на продовольствие внесло удорожание ограниченного круга продуктов питания.
Так, высокими темпами (SA) продолжили расти цены на продукты переработки масличных культур, в первую очередь – на подсолнечное масло (рис. 3). Негативное влияние на конъюнктуру внутреннего рынка оказывали уменьшение урожая подсолнечника и рост экспорта на фоне повышения мировых цен. В ноябре оно было усилено обнулением Турцией таможенной пошлины на ввоз семян подсолнечника. Увеличились также темпы удорожания картофеля (SA) – как результат снижения урожая.
Рост цен на сахар (SA) замедлился, но остался на высоком уровне. Необходимо отметить «догоняющий» характер повышения цен на сахар и растительное масло после их снижения в предыдущие годы. По оценке с поправкой на сезонность, лишь в ноябре увеличение цен на сахар и растительное масло по отношению к декабрю 2016 г. сравнялось с повышением за этот период потребительских цен в целом (рис. 4).
В ближайшие месяцы можно ожидать стабилизации текущей динамики цен на сахар и подсолнечное масло. Этому будут способствовать как в целом достаточные объемы внутреннего предложения, так и меры Правительства России по обеспечению баланса внутреннего рынка, в том числе в области таможенно-тарифной политики. Вместе с тем годовые темпы роста цен на отдельные продукты питания могут увеличиваться за счет эффектов базы.
Существенно возросли темпы роста цен (SA) на помидоры и огурцы. Удорожание, связанное с ростом затрат в тепличных хозяйствах, было дополнено повышением цен импортируемой продукции, доля которой в это время года традиционно возрастает. На Дальнем Востоке на ускорение удорожания плодоовощной продукции влияли также временные ограничения на трансграничные автомобильные грузоперевозки, введенные Китаем в связи с ухудшением эпидемической ситуации.
В ноябре повышение годовых темпов удорожания плодоовощной продукции, сахара, подсолнечного масла внесло основ ной вклад в увеличение годовой продовольственной инфляции (рис. 5). Годовой прирост цен на продукты питания без указанных компонент оценивается в 4,2% (на 0,3 п.п. выше, чем в октябре).
Заметным был также вклад роста цен на мясопродукты за счет большого веса данной позиции в потребительской корзине. На удорожание данной группы продуктов питания влиял рост затрат, в том числе обусловленный удорожанием зерна. Тем не менее цены на мясопродукты стали лишь на 2,66% выше, чем годом ранее.
Влияние динамики обменного курса рубля.
В ноябре продолжился перенос произошедшего ослабления рубля в цены. Как и в предыдущие месяцы, в наибольшей мере он отражался на росте цен на автомобили и бытовую технику и электронику, особенно чувствительных к курсовой динамике (табл. 2).
Динамика цен на автомобили, как и в предыдущие два месяца, внесла наибольший вклад в повышение годового прироста цен на непродовольственные товары.
В ближайшее время под влиянием постепенного исчерпания переноса в цены произошедшего ослабления рубля и его последующего укрепления в ноябре можно ожидать замедления темпов удорожания непродовольственных товаров.
Влияние кратковременных факторов, связанных с мерами по сдерживанию коронавирусной инфекции.
Осенний подъем заболеваемости коронавирусом в заметно меньшей степени отражается на динамике цен на товары и услуги, чем в начале распространения эпидемии весной текущего года. Это обусловлено как точечным характером принимаемых мер, так и большей готовностью к ней населения и предприятий.
Так, отмечалось повышение спроса и ускорение роста цен (SA) на медицинские товары, но менее выраженное, чем в марте-апреле (рис. 6). Удорожание продуктов питания длительного пользования, таких как макароны и крупы, было сопоставимым со значениями соответствующих месяцев прошлого года.
Динамика цен в отдельных сегментах рынка услуг оставалась разнонаправленной. Как и в предыдущие месяцы, действовали ограничения на зарубежные поездки, что определяло особый характер отражения цен на них в статистике и нетипичные колебания цен на рекреационные и транспортные услуги. Усиливалась интенсивность перевода на дистанционные формы работы и учебы, вводились ограничения на посещение предприятий общественного питания и организаций культуры, снижалась самостоятельная мобильность населения. При этом вновь вводимые требования были сравнительно мягкими, что сдерживало размах ценовых колебаний. Продолжилось компенсирующее повышение цен на коммунальные услуги.
В целом повышение цен на услуги (SA) было чуть ниже, чем в октябре, и составило 0,33% (SA) (рис. 7). Годовой прирост цен также несущественно уменьшился.
Инфляция в регионах
В ноябре 2020 г. годовая инфляция повысилась по сравнению с предыдущим месяцем в абсолютном большинстве регионов (79 регионов, вес в ИПЦ – около 99%, табл. 3, 4). В большинстве регионов годовые темпы роста цен на продовольственные и непродовольственные товары ускорились, тогда как годовые темпы роста цен на услуги в большей части регионов замедлились (в 52 регионах наблюдалось замедление роста цен, в 34 регионах – ускорение). Наиболее неоднородной в ноябре оставалась динамика цен на продовольственные товары.
Отмечалось ускорение инфляции во всех федеральных округах. Более всего она возросла в СКФО. В большинстве регионов этого федерального округа увеличился темп роста цен на плодоовощную продукцию, в первую очередь на огурцы и картофель, а также на сахар и подсолнечное масло.
Наименьшее ускорение инфляции наблюдалось в ДФО. Сдерживающее влияние на инфляцию в основном оказало замедление темпа прироста цен на ряд продовольственных товаров (гречневая крупа, белокочанная капуста) и услуги (телевещание, санаторно-оздоровительные услуги).
Форма распределения региональной инфляции продолжила меняться (рис. 8). Более явно выделяется группа регионов с инфляцией выше среднероссийской, тем самым формируя разделение регионов на две группы. При этом в группе регионов с высокими темпами роста цен наблюдалось большее ускорение инфляции, вызванное в основном увеличением темпов роста цен на продовольственные товары.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года региональная неоднородность инфляции сохраняется на более высоком уровне (разброс инфляции по регионам в ноябре составлял от 1,9 до 6,4%), что также подтверждается наибольшим значением эксцесса распределения за год (рис. 9).
Прогноз
Временные факторы со стороны предложения отдельных видов продовольствия привели к большему, чем ожидал Банк России, повышению инфляции в октябре и ноябре текущего года. Это скажется на итогах 2020 г.: инфляция превысит прогноз Банка России, опубликованный в октябре (3,9 – 4,2%).
Тем не менее по мере исчерпания действия разовых факторов и нормализации инфляционных ожиданий постепенно будет более выражено проявляться дезинфляционное влияние спроса. Это замедлит годовую инфляцию до 3,5 – 4,0% к концу 2021 года.
1 Подробнее см. «Аналитические показатели ценовой динамики».
2 Базовая инфляция, прирост цен на продовольствие без плодоовощной продукции, непродовольственные товары без нефтепродуктов, усеченные показатели (например, без 20% наиболее волатильных компонент).
Дата отсечения данных – 07.12.2020.
Электронная версия информационно-аналитического комментария размещена на официальном сайте Банка России.
Материал подготовлен Департаментом денежно‑кредитной политики.
Фото на обложке: А. Потапов, Банк России
© Центральный банк Российской Федерации, 2020