Пользователи используют соцсети, чтобы быть в курсе последних новостей, каждая платформа хочет превратиться в супер-апп и даже концепция digital wellbeing (цифрового благополучия), о которой мы узнали совсем недавно, уже теряет свою актуальность в изначальном виде, — такие данные приводят авторы исследования GlobalWebIndex 2020. CEO агентства Ex Libris Евгений Ларионов проанализировал самые интересные выводы.
Быть в курсе новостей и текущих событий — теперь наиболее часто упоминаемая причина использования социальных сетей.
Данные исследования показывают, что в среднем около 35% интернет-пользователей всех возрастных групп следят за новостями через Facebook (Запрещенная в РФ организация), Twitter, Instagram (Запрещенная в РФ организация) и другие платформы. Что касается распределения по регионам, в лидерах страны Латинской Америки, — соцсети в качестве источника новостей использует 51% пользователей. Однако и в остальных регионах этот показатель держится на уровне не менее 30%.
Ключевую роль в повышении спроса на новостную тематику сыграли пандемия, акции в поддержку движения BLM и другие важные или резонансные события (которых в 2020-м случилось предостаточно).
Интересно, что вместе с Facebook (Запрещенная в РФ организация) и Twitter, в которых традиционно выкладываются и обсуждаются всевозможные новости и события, новый формат захватил и Instagram (Запрещенная в РФ организация). За последние месяцы там появилось множество аккаунтов, посвященных новостной тематике и активно набирающих новую аудиторию. Кроме того, сами пользователи стали активно постить информационные карусели и сториз о политике и социальных проблемах.
Все эти процессы — стремление людей получить более полную картину происходящего и обсудить с другими. Даже борьба с «инфодемией» преподносится как коллективная работа через социальные сети, а не как повод избегать ее. Таким образом, новости теперь являются прочно встроенным и все более важным аспектом социального взаимодействия в интернете.
Больше влияния на общественное мнение, борьбы с фейками и ответственности перед пользователями.
Закономерное следствие первого пункта. С увеличением новостных публикаций растет и количество фейков и скорость их распространения. В частности, весной этого года было множество случаев распространения ложной информации в соцсетях о коронавирусе и связанных с ним тем (в России мы наблюдали «дефицит гречки», введение «комендантского часа», всевозможные истории о недостоверных данных по количеству заболевших и т.д.).
Эти случаи — еще одно подтверждение того, что обсуждения в социальных сетях способны сильно влиять на общественное мнение, в частности вызывать панические настроения, создавать искусственный дефицит, подрывать доверие к общественным и властным институтам. Особенно печально, когда все это спровоцировано чьей-то шуткой или намеренным вбросом.
В итоге в борьбу с фейками включились регуляторы, СМИ, крупнейшие интернет-корпорации вроде Google, Amazon, Яндекс и Mail.ru и, конечно, соцсети, в которых фейки, как правило, и получают наибольшее распространение.
К примеру, Facebook (Запрещенная в РФ организация) уведомляет пользователей о том, что они делятся устаревшими новостями. Twitter предлагает открывать ссылки и читать статьи, прежде чем публиковать их, а также удаляет или помечает фейковые видео и фото. «Вконтакте» создала отдельную новостную ленту для записей о коронавирусе, куда попадают публикации только от проверенных источников.
Эти действия говорят о том, что соцсети стремятся оградить пользователей от недостоверной и вредоносной информации и повысить уровень доверия в онлайн-пространстве.
Возврат к основам.
Данные аналогичного исследования, проведенного в 2019 году, показывали, что изначальная функция соцсетей — общение и обмен информацией — стала уступать место потреблению контента.
В 2020 году всего 33% пользователей используют соцсети для общения с друзьями (в 2017-м их было 42%), также снизилась частота постинга фото и видео, а самым частым ответом на вопрос «зачем вы заходите в социальные сети?» стал ответ: «в поисках веселого и развлекательного контента».
Однако пандемия и всеобщая самоизоляция внесли в этот процесс некоторые корректировки. Социальные сети возвращают себе статус главного инструмента общения, а развлекательный контент уступает место информационному (по крайней мере, среди старших поколений).
Данные аналогичного исследования, проведенного в 2019 году, показывали, что изначальная функция соцсетей — общение и обмен информацией — стала уступать место потреблению контента.
В 2020 году всего 33% пользователей используют соцсети для общения с друзьями (в 2017-м их было 42%), также снизилась частота постинга фото и видео, а самым частым ответом на вопрос «зачем вы заходите в социальные сети?» стал ответ: «в поисках веселого и развлекательного контента».
Однако пандемия и всеобщая самоизоляция внесли в этот процесс некоторые корректировки. Социальные сети возвращают себе статус главного инструмента общения, а развлекательный контент уступает место информационному (по крайней мере, среди старших поколений).
Беспокойство о цифровом благополучии отходит на второй план.
В 2019 году тема цифрового благополучия (digital wellbeing) была крайне популярной. Google вложил немало средств в инструменты, которые позволяют пользователям переключаться в «режим фокусировки», отслеживать использование приложений и персонализировать свои настройки.
Однако с началом самоизоляции в этой области также произошли изменения. Когда большая часть коммуникаций перешла в онлайн, пользователи стали меньше беспокоиться о количестве времени, проведенного перед экраном компьютера или смартфона.
Только 14% участников исследования считают, что количество времени, которое они проводят в сети, вызывает беспокойство, в то время как 34% говорят, что чувствуют себя комфортно. В целом, исследователи не выявили прочной связи между психическим благополучием людей и использованием интернета, поскольку в последние месяцы социальные сети для многих стали одним из основных способов общения.
Социальные сети создают свои супер-аппы и стремятся повторить успех WeChat.
Несколько слов о WeChat: это китайский супер-апп, сочетающий в себе функции соцсетей, мессенджера и электронного кошелька, с возможностью подключения различных мини-аппов (по данным TechCrunch, их более миллиона), благодаря которым пользователи могут совершать покупки, заказывать доставку еды, бронировать транспорт, билеты, развлечения и т.д. внутри одного приложения.
Такая модель выглядит довольно привлекательно, и многие компании уже давно занимаются разработкой и внедрением похожих концепций. В этом году, с ростом спроса на онлайн-услуги по всему миру, для них выдался особенно удачный момент.
Так, в мае 2020-го Facebook (Запрещенная в РФ организация) представил сервис для онлайн-продаж Facebook (Запрещенная в РФ организация) Shops, в июне добавил в WhatsApp функцию платежей и возможность заказа еды через сториз в Instagram (Запрещенная в РФ организация), а в августе запустил платежный сервис Facebook (Запрещенная в РФ организация) Pay в России. В июле Snapchat представил свои мини-аппы, работающие внутри платформы и не требующие установки.
Стоит отметить, что идеей создания супер-аппов заняты не только социальные сети. Собственные супер-приложения создают банки, платежные сервисы, маркетплейсы, сервисы передвижения и доставки и многие другие.
В общем, на рынке супер-аппов появляется множество предложений от самых разных компаний. Ну а что же потребители? Оказывается, далеко не у всех новые версии приложений вызывают положительные эмоции. 25% участников исследования заявили, что супер-аппы вызывают у них беспокойство, а 34% ответили, что их использование зависит от доверия к компаниям-разработчикам. Такое сопротивление со стороны части пользователей объясняется тем, что супер-аппы требуют немало персональных данных, к которым придется предоставить доступ для полноценной работы с приложением, и многие пользователи сомневаются в их безопасном использовании и хранении. Таким образом, при разработке супер-аппов компаниям следует заботиться не только в расширении их функционала, но и о повышении доверия к своему бренду в целом.