На прошлой неделе два мировых лидера в области сервиса предоставления доступа к видеоматериалам в сети Интернет, а именно Youtube и Netflix, объявили о снижении качества предоставляемого по запросам клиентов видеоконтента с целью снижения нагрузки на глобальные магистральные сети передачи данных в период, когда во всём мире активно стали переводить офисный персонал на удалённую работу по причине пандемии, объявленной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Оставим за скобками причины, по которым ВОЗ объявила пандемию полностью проигнорировав собственное определение данного термина, и сосредоточимся на технологических последствиях и перспективах практически прямого воздействия биологического объекта (коронавируса) на нагрузку сетей передачи данных.
Итак, «инфицирование» сети новым коронавирусом произошло, как я уже сказал, практически напрямую. Существует корреляция между нагрузкой на магистральные (опорные) сети и основные глобальные сервисы интернет и количеством людей, активно пользующихся сервисами, связанными с передачей данных. Чем больше людей начинает работать в удалённом режиме, тем больше возникает источников генерации видео и аудио сессий, являющихся, как известно, основными источниками «тяжёлых» (с точки зрения объёмов передаваемых данных) информационных потоков. Для обеспечения необходимой пропускной способности (с учётом новых источников генерации информации) и было принято решение о снижении качества предоставляемых видеоматериалов (ниже качество – меньше информации, которая должна быть передана). Netflix и Youtube сделали эти шаги под давлением рекомендаций государственного аппарата, что показывает значимость Интернета глобально для управления и координации оперативной деятельностью государственных и муниципальных органов с одной стороны и непониманием принципов управления этой транспортной инфраструктурой с другой стороны.
Возникшая в последние недели эпидемиологическая ситуация, связанная с новым коронавирусом, вынудила, как властные, так и бизнес структуры, задуматься об исключении (там, где это возможно, разумеется) непосредственного присутствия людей на рабочем месте. Это привело к следующим последствиям:
- увеличился спрос на технические средства (ноутбуки, планшеты) для удалённой работы, причём покупателями выступали не столько компании работодатели, сколько физические лица;
- возникла потребность в большом объёме передаваемых данных (с чего я, собственно, и начал);
- резко вырос спрос на услуги компаний, способных организовать перенос максимального объёма работ офисных сотрудников в виртуальное пространство.
Рискну предположить, что те работодатели, которые эффективно организуют данный процесс, не захотят от него отказываться при возвращении хода нашей жизни в нормальное русло. Если раньше процесс перехода на удалённую работу многими компаниями воспринимался настороженно (если не сказать «в штыки»), то сейчас это происходит под действием неодолимых внешних обстоятельств и не может быть отложено. А попробовав, компании поймут, что они смогут сэкономить на аренде офисных помещений, и что эта экономия будет совсем не лишней в условиях экономического спада. В свете этого напрашивается и следующий шаг, а именно — вывод рабочих мест в регионы, где уровень ожиданий по зарплате значительно ниже, чем в крупных городах. Ровно этот процесс несколько лет назад можно было наблюдать в сегменте создания центров по обработке звонков (call centers), когда физическое размещение сотрудников происходило далеко за пределами мегаполисов и, по возможности, в разных часовых поясах, что позволяло организовать круглосуточную работу с меньшими издержками (отсутствие оплаты за ночные смены). Появление вакансий «на удалёнке» в регионах, рано или поздно приведёт к сокращению офисного персонала в столицах. Дальнейшие звенья этой логической цепочки, я полагаю, вы можете построить и сами.
Но это ещё не всё. Результатом эпидемии коронавируса, как утверждает Юваль Ной Харари (Yuval Noah Harari) в своём интервью компании CNN, может стать всемирный поворот к «цифровому тоталитаризму» на базе глобального мониторинга. Это станет ещё одним шагом на пути отказа человечества от приватности в обмен на «гарантии здоровья», которые будут обеспечиваться удалённым и, возможно, круглосуточным контролем, например, за температурой тела и основными биологическими параметрами человеческого тела. Эта форма контроля станет органичным дополнением к ставшему уже привычным скрытому (или явному, если вы дали такое согласие) контролю местоположения владельца различных мобильных устройств. Тот же Юваль Ной Харари писал три года назад, что «Большая битва грядущего столетия будет происходить между приватностью и здоровьем. И здоровье победит. Большинство людей будут готовы отказаться от свой частной жизни в обмен на гораздо лучшее медицинское обслуживание, основанное на 24-часовом мониторинге того, что происходит внутри их тела». Социологические опросы, проводившиеся в последнее время в различных странах, показывают, что, в среднем, более 50% (от 45 до 75 процентов) опрошенных готовы отказаться от приватности в пользу гарантий обеспечения здоровья и контроля за эпидемиологической ситуацией.
Контроль за людьми распространяется и усиливается ещё и потому, что многие компании, специализирующиеся на организации удалённой работы, обеспечивают сервисы мониторинга действий сотрудников через специальное программное обеспечение на рабочих станциях.
И это не дело будущего. Движение в этом направлении уже началось. По сообщению портала foreignpolicy «медицинские, страховые и иммиграционные агентства Тайваня интегрировали 14-дневную историю путешествий местных и иностранных жителей с их данными карты медицинского страхования, что позволяет больницам, клиникам и аптекам получить доступ к этой информации при работе с пациентами. Люди, подвергающиеся самокарантину, часто вызывались официальными лицами, также отслеживались их телефоны, чтобы убедиться, что они не покидают свою резиденцию.
Данные о здоровье пользователя хранятся в централизованной системе, доступной для больниц и клиник, поэтому врачи могут быстро просматривать историю своих пациентов».
Новостное агентство Reuters сообщило, что «Служба внутренней безопасности Израиля "Шин-Бет" подтвердила, что она изучает вопрос об использовании своих технологических возможностей для борьбы с коронавирусом по просьбе Нетаньяху и Министерства здравоохранения.
Такие возможности могут включать отслеживание мобильных телефонов инфицированных лиц в режиме реального времени для выявления нарушений карантина и обратного отслеживания через метаданные, чтобы выяснить, где они были и с кем они контактировали».
Другими словами, выйдя из состояния существующей на сегодня пандемии (а это, безусловно, произойдёт), наш мир уже вряд ли вернётся в то состояние, в котором он пребывал ещё месяц назад. Паника на фондовых рынках, передел нефтяного и прочих рынков, непрекращающаяся информационная война условного Запада с Россией и Китаем, новое возникновение «национальных квартир» и отказ от глобальной либеральной идеи, всё это вместе взятое создаст новую реальность в самое ближайшее время. И здесь мне хочется, в очередной раз, задать вопрос – «Отдают ли себе отчет лица, ответственные за принятие стратегических решений в России, что в такой ситуации нельзя полагаться на то, владельцы существующих информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих функционирование российского фрагмента сети интернет, далеко не всегда будут заинтересованы в том, что бы действовать в интересах российского государства (это в лучшем случае). Сказанное относится и к нашему партнёру в борьбе с либеральным глобализмом – Китаю.
Время кризиса, как известно, является временем возможностей. И оно настоятельно диктует нам требование уделять больше внимания развитию ИКТ в России с целью снижения существующей на сегодня зависимости от глобальных технологических корпораций и их продуктов.
Предполагая инерционный сценарий развития событий, мы увидим ускорение роста цифровой экономики, обеспечивающей децентрализацию, устранение людей из цепочек производства и распределения. Это потребует радикальной перестройки сетей, скорейшего внедрения сетей пятого поколения. В текущих условиях, которые требуют мгновенного ответа на вызовы, у нас и у всего Мира нет альтернатив, кроме внедрения технологий Хуавей или Нокиа. Кажется, что это и было одной из целей раздувания истерии вокруг вируса.
Не могла бы Россия попытаться использовать этот системный кризис как шанс для рывка?
Виктор Зефиров, советник Президента МАП по цифровым технологиям.