Российские предприниматели жалуются, что китайские коллеги закрывают им доступ на свои рынки. Речь идет о подделках российского мороженого китайскими производителями, из-за которых в России теряют объемы экспорта, сообщает телеканал "Звезда".
Предприимчивые бизнесмены из КНР подсматривают и регистрируют товарные знаки на своей территории еще до того, как их там официально оформят сами создатели бренда. В результате чтобы потом пробиться на рынок, отечественным производителям приходится в корне менять маркетинговую стратегию.
Так, выпускаемое во Владивостоке мороженое пользуется спросом по всей России и идет на экспорт в Китай. Но если раньше туда отправляли по 100 тонн в месяц, то теперь - в десять раз меньше. Об этом рассказал «Звезде» директор молочного комбината Юрий Минкин.
«Конечно, это значительное падение обусловлено именно контрафактом. Я надеюсь, что законы, которые существуют в Китае, позволят нам все-таки добиться того, чтобы под нашей маркой продавалась только наша продукция, а не каких-то других компаний, которые тем более не выдерживают никакое качество», - сказал Минкин.
В китайском городе Суйфыньхэ на выставке местных производителей и их менее удачливых конкурентов из России представлена продукция предприятия из Приморья, а рядом точно такой же логотип и надпись «Мороженое» в обрамлении иероглифов. Но хозяйку стенда, которая представляется русским именем Лилия, это не смущает.
Китай - лакомый кусок для предпринимателей из России, многим из них пока не по зубам. От ущемления своих зарубежных экономических интересов страдают не только производители сладкого, но также крупнейшие отечественные пивовары и даже нефтяные гиганты.
Несколько лет назад эту тему на Восточном экономическом форуме обсуждал президент России Владимир Путин, который тогда лично пообещал привезти Си Цзиньпину коробку с мороженым и позже это исполнил. Теперь изображение российского президента можно встретить в Китае на фургонах с мороженым и холодильниках.
Однако винить в нарушении авторских прав исключительно Пекин было бы неверно, полагают эксперты. Регистрация знака предполагает определенные расходы, которые новички на рынке нередко нести не готовы.
«Если мы что-то не регистрируем, это плохо лежит, и китайцы видят, что это ничье, то регистрация торговых марок чужих компаний превращается просто в бизнес. Фактически идет регистрация товарного знака, который никому пока на территории Китая не принадлежит», - рассказал руководитель Центра подготовки и защиты экспортеров при Российско-Китайской палате по содействию торговле Валерий Кайгородов.
По точно такой же схеме работает киберсквоттинг - популярная во всем мире практика регистрации сайтов, созвучных известным брендам, и их последующая перепродажа. Но выход есть.
Необходимо обратиться во Всемирную организацию интеллектуальной собственности, сокращенно ВОИС, либо напрямую в страну, где собираешься вести бизнес.
«Наверное, для наших компаний удобен вариант международной регистрации. Не надо никуда ездить! Не надо нанимать представителей непосредственно в зарубежном государстве. Все это осуществляется, можно подать заявку к нам, в РФ. Мы ее отправим в международное бюро ВОИС, а ВОИС будет рассылать эти заявки по тем странам, где планируется получить правовую охрану», - отметил заведующий отделением ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» Алексей Сычев.
По его словам, сделать это лучше до того, как поедешь на выставку. Для того, чтобы после не бороться за выживание собственного бренда.