Вот уж много лет ученые ломают голову над природой интеллекта человека. Для начала разберемся в понятиях. Ум (лат. intellectus) — познавательные и аналитические способности человека, отождествляется с разумом, интеллектом или рассудком. Вплоть до 20 века это понятие было в большинстве случаев оценочным – умный человек или глупый. В кругу нобелевских лауреатов понятие «умный» - одно, а, например, в детской компании во дворе – другое.
Но, постепенно человечество все же придумало универсальный способ оценивать интеллектуальные особенности взрослого человека – тест IQ. В узких кругах и ранее существовали способы оценить сообразительность человека по определенным параметрам. Тесты на интеллект впервые появились в Китае в VII веке. Чиновники проходили экзамены, на которых проверялись их умственные способности, от чего зависело их распределение по чиновничьим классам.
Прародителями современных тестов IQ стали тесты для школьников, появившиеся в 30 годах XX века во Франции. Создал их юрист и психолог Альфред Бине для того, чтобы выявлять детей с низким потенциалом, у которых могут возникнут трудности в обучении. Его идею взяли на вооружение европейские психологи. На основе этих данных, в середине XX столетия некий Гaнc Юpгeн Aйзeнк впервые создал тесты для проверки интеллекта взрослых людей. Они состояли из нескольких десятков задач и были названы – тесты на коэффициент интеллекта, IQ (Intellect Quota). Кстати, сам Aйзeнк был интересной личностью: прославился своими гороскопами для руководства Третьего рейха, исследованиями психологических различий между расами, крайне жесткой критикой Фрейда, носил прозвище «человек-термометр». Именно его стремление все измерять и привело его к желанию измерить «мозг человека» и созданию тестов на интеллект. По сей день именно его система оценивания интеллекта считается самой эффективной. Занятный факт: Гитлер был против массового применения тестов IQ, так как считал евреев причастными к созданию этой концепции. А все, что касалось евреев, как известно, он крайне не любил. Кстати, в СССР того времени тесты IQ тоже были запрещены лично Сталиным, так как он считал их «бестолковым буржуазным развлечением», кроме того, это откровенно противоречило идее всеобщего равенства и братства. Активно использовать эти тесты стали только в конце XX века.
Как гены предопределяют интеллект. Научный эксперимент.
До сих пор между учеными нет однозначного мнения о том, насколько велико влияние генетики на умственные способности людей. Очевидно одно – оно есть, и исключать генетические факторы при оценке интеллекта человека никак нельзя. Остается только дать ответ на главный вопрос - насколько сильно образование, развитие и окружающая обстановка могут оказать влияние на интеллект? Ответ на него искала группа ученых и США под руководством преподавателя криминологии Кевин Бивера из университета Флориды. На протяжении 10 лет они проводили эксперимент с целью выявить, какие факторы могут влиять на интеллектуальное развитие детей. Объектом их исследований стали не обычные дети, а постояльцы детских центров и приютов, которые в раннем возрасте были усыновлены в благополучные семьи. Сделано это было для того, чтобы выяснить что окажет большее влияние на ребенка: генетика или старания приемных родителей.
Для полноценного анализа, ученые еще взяли данные масштабного проекта по наблюдению за здоровьем подростков и молодых людей «Add Health», который проводился под руководством правительства США с конца 80 годов XX века. В нем приняли участие более 15 тысяч детей и их родителей, в том числе приемные семьи. За это время в США замерили уровень IQ у детей в детсадовском возрасте, затем у учеников начальной школы, а также возрасте от 18 до 25 лет. Дополнительно была проведена серия интервью и анкетирования среди их родителей, чтобы понять, как они воспитывали и развивали своих детей. Суммируя данные, удалось составить довольно четкую картину о том, как родители и круг общения смогли повлиять на интеллект детей.
Результаты исследования Бивера были опубликованы в 2014 году в журнале «Intelligence». Надо сказать, что они оказались неожиданными. Исследователи утверждали, что качество воспитания абсолютно никак не влияло на то, насколько хорошо и быстро развивались умственные способности детей. Уровень IQ школьников и молодых людей не зависел ни от уровня образования или уровня достатка их приемных родителей, ни от заботы и внимания в детстве, ни от уровня контактов между ними. «Все это не означает того, что я рекомендую родителям не читать детям книжки и не помогать им найти свое место в жизни. Я не утверждаю, что уровень интеллекта жестко задается до рождения ребенка на свет и больше никогда не меняется — многое зависит от окружающей среды в процессе взросления, но не от того, насколько качественно родители заботятся о детях. Тем не менее, если мы всерьез говорим о том, что воспитание может улучшить когнитивные способности детей, то мы просто занимаемся самообманом», — прокомментировал сам Бивер.
После этого в Scientific American был опубликован комментарий Роберта Пломина - директора центра психиатрии в лондонском Кингс-колледже. Он в целом согласился с данными исследований Бивера, и подтвердил, что научное сообщество в настоящее время подтверждает зависимость интеллекта человека от его генов. Но, тем не менее, он не согласен с тем, что гены решают все и развитие в течение жизни оказывает минимальное влияние на интеллект. Все-таки, мозг можно и нужно развивать. Возможно, чтобы добиться определенного уровня, людям нужно прилагать разую степень усилий, в силу различия генетических данных, но это не означает, что есть «интеллектуальный потолок», выше которого здоровый человек не может прыгнуть.
Недавно были опубликованы данные исследований, что в младенческом возрасте генетика на 20% определяет когнитивные способности человека, в детстве — на 40%, а в зрелости — на 60%. Вероятно, такая зависимость обусловлена тем, что с течением жизни человек находит область деятельности, в которой его генетические преимущества находят максимальную реализацию.
Исследования ученых в области анализа генетических аспектов интеллекта продолжаются и сегодня. В том числе идет изучение генетических патологий, ведущих к слабоумию (например, синдром Дауна). Вероятно, в будущем ученые смогут детально установить, как связаны гены, интеллект и мозг. А пока мы советуем каждому развивать свой интеллект, независимо от того, какие данные дала природа.
Иные интересные факты про уровень IQ:
1. Среди людей с высоким IQ (более 85) в два раза больше разводов.
2. Средний уровень IQ в мире растет, с каждым годом становясь на 1% выше предыдущего.
3. Люди с низким IQ (ниже среднего) в 10 раз чаще оказываются за гранью бедности, имеют более слабое здоровье и потенциал к росту на работе.
4. Среди людей с низким IQ в 3 раза больше преступников, чем среди людей с IQ выше среднего.
5. Люди с IQ ниже среднего значительно чаще закачивают жизнь суицидом.