Участники зернового рынка переслали в Россельхознадзор письмо «членам и партнерам РЗС» за подписью президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, в котором, в частности говорится о том, что якобы «на сегодняшний день отсутствует согласованная позиция между Россельхознадзором и Главным государственным управлением Китайской Народной Республики по контролю качества, инспекции и карантину, в вопросе фитосанитарных требований к ряду зерновой продукции. В связи с этим, на рынке возникла проблема в получении фитосанитарных сертификатов для экспорта продукции в Китай» (стилистика письма оставлена без изменения).
Как уже пояснял Россельхознадзор, интенсивная работа, проводимая с 2005 года им с Главным государственным управлением Китая по контролю качества, инспекции и карантину по обеспечению доступа российского зерна на китайский рынок, завершена подписанием в августе 2015 года протоколов «О фитосанитарных требованиях к пшенице, экспортируемой из России в Китай» и «О фитосанитарных требованиях к кукурузе, рису, сое, рапсу, экспортируемым из России в Китай». Именно подписание этих документов и дало возможность начать с текущего года поставки в Китай из России зерно пшеницы, сои, рапса, риса, кукурузы.
Таким образом, заявление президента РЗС об «отсутствии согласованной позиции между Россельхознадзором и Главным государственным управлением Китайской Народной Республики по контролю качества, инспекции и карантину» ни в коей мере не соответствует действительности.
Далее, в письме президента РЗС утверждается, что «сотрудниками РЗС в феврале уже была проведена работа по согласованию позиций с карантинными службами Китая, в результате сертификаты получены, продукция экспортирована».
В этой связи, Россельхознадзор считает нелишним отметить, что в проведенной Россельхознадзором работе по допуску российского зерна на рынок Китая Российский зерновой союз участия не принимал и какого-либо содействия переговорам не оказывал.
Кроме того, как известно, обеспечение безопасности поставок того или иного вида поднадзорной или подкарантинной продукции осуществляется на основе международного законодательства, национального законодательства стран, экспортирующих и импортирующих такую продукцию, и особых договоренностей, достигнутых компетентными государственными службами этих стран. Как известно, РЗС к таким службам ни в коей мере не относится, и тем более ни в малейшей степени не полномочен «согласовывать позиции с карантинными службами Китая» или давать какие-либо заверения или гарантии от имени российского государства.
Однако, РЗС, вводя в заблуждение участников зернового рынка, неправомерно выступает за выдачу фитосанитарных сертификатов на поставку в Китай зерна озимой пшеницы, возделываемой не в Сибири, а в регионах с широким распространением карликовой головни пшеницы, что противоречит подписанным двусторонним документам и является непреодолимым препятствием для выполнения китайских фитосанитарных требований.
Письмо РЗС оканчивается призывом «незамедлительно обращаться в РЗС для принятия конструктивных решений». Россельхознадзор все же рекомендует в случае необходимости обращаться в его территориальные органы или центральный аппарат, что поможет избежать участникам внешнеторговой деятельности ненужной потери времени и средств.