Министерство экономики и устойчивого развития Грузии сообщило сегодня о том, что Консорциум развития Анаклии получил контракт на строительство и развитие глубоководного порта в Анаклии.
Другими ключевыми партнерами являются ведущий проектировщик портов Moffatt & Nichol и ведущий консультант по портовым сделкам Maritime & Transport Business Solutions из Нидерландов.
Правительство Грузии, которое инициировало этот проект, намерено инвестировать $100 миллионов в обеспечение его успеха.
Комментарий премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили: "Строительство порта Анаклия будет способствовать вступлению Грузии в новую эру процветания и возможностей и, как никогда раньше, сблизит наших партнеров в Европе и Азии. Данный проект может сделать Анаклию одним из крупных мировых торговых узлов и генерировать экономические выгоды, которые будут ощущаться повсюду. Мы будем рады поддержать этот проект, чтобы довести его до успешного завершения, включая модернизацию окружающих дорог и железнодорожных путей, обеспечивающих связь с будущим портом".
Строительство планируется начать к концу 2016 года, для чего необходимо будет завершить оценку воздействия проекта на окружающую среду. Порт будет передан в эксплуатацию через три года после начала строительных работ. Ожидается, что проект создаст 3.400 рабочих мест на стадии строительства и 6.400 рабочих мест на этапе эксплуатации порта после завершения строительных работ. К 2025 году порт сможет ежегодно обрабатывать 100 млн. тонн грузов и генерировать 0,5% ВВП.
Курт Конти (Kurt Conti), главный исполнительный директор и президент Conti International, отметил: "Мы очень рады и гордимся тем, что получили контракт на развитие инфраструктуры Глубоководного порта Анаклия. Мы будем рады положить начало реализации этого проекта и вместе с правительством Грузии работать над тем, чтобы прокладывать новые пути из Азии в Европу и раскрывать экономический потенциал соседей Грузии и кавказских наций, не имеющих выхода к морю".
Мамука Хазарадзе, учредитель и президент TBC Holding и учредитель и председатель правления TBC Bank JSC, добавил: "Проект порта Анаклия является единственной в своем роде инвестицией в воссоздание Шелкового пути, и он будет приносить выгоду поколениям работников в Азии и Европе. Правительство Грузии проявило дальновидность, инициировав этот проект и позаботившись о том, чтобы он получил необходимую поддержку для завершения. Его заинтересованность отчетливо отражает огромное экономическое значение порта для страны и региона".
Расположенная на восточном берегу Черного моря, Анаклия стратегически находится на кратчайшем пути из Китая в Европу. Этот путь в последнее время стал основной целью китайских инфраструктурных инвестиций в объеме $40 млрд., которые осуществляются под эгидой Фонда Шелкового пути (Silk Road Development Fund), и на него уже приходятся 26% всего объема китайской внешней торговли. Недавнее открытие Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB) с капиталом $100 млрд. также поддержит развитие региональной инфраструктуры. Воссоздание Шелкового пути является важным приоритетом для Грузии и основывается на Соглашении об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (Deep and Comprehensive Free Trade Agreement, DCFTA), которое правительство страны подписало с Европейским союзом в декабре 2014 года.
В рамках нынешнего соглашения Консорциум развития Анаклии также получит право на развитие Свободной промышленной зоны, которая поддержит работу Порта и торговлю и станет домом для местного и международного предпринимательства. Она будет действовать в безналоговом режиме, чтобы стимулировать судовладельцев, производителей, фирмы и работников к смене места и использованию Порта.
Порт Анаклия призван вдохнуть жизнь в Кавказ и Центральную Азию, открыв торговые пути для соседей и наций, не имеющих выхода к морю, таких как Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизия и Таджикистан. Доступ в эти страны ограничен, так что развитие инфраструктуры в Анаклии сможет обеспечить наиболее эффективный и надежный путь для миллионов людей, живущих в Центральной Азии и на Кавказе.
Глубоководный порт Анаклия
• Порт займет площадь порядка 400 гектаров. Консорциум развития Анаклии получает исключительные и безотзывные права на пользование этой землей сроком на 49 лет.
• Расчетные капитальные затраты на порт составят до $2,5 млрд.
• Глубоководный порт сможет принимать суда типа "Постпанамакс"
• После завершения строительства порт сможет обрабатывать до 100 млн. тонн грузов в год.
• Порт станет основными воротами, через которые будет проходить импорт примерно для 17 млн. жителей Кавказа, не имеющих выхода к морю, и для 146 млн. жителей Центральной Азии.
• Мощность и глубина глубоководного порта позволят ему обслуживать крупнейшие суда на Черном море, имеющие слишком большие размеры для захода с нынешние грузинские порты.
• Порт сможет обеспечивать стоянку судам вместимостью 10.000 ДФЭ.
• Консорциум развития Анаклии также получает право на развитие прилегающей к порту Свободной промышленной зоны площадью порядка 600 гектар.
• Самое современное оборудование и другие факторы, обеспечивающие эффективность работы глубоководного порта, должны дать выгоду по затратам в размере более $170 на ДФЭ.
• Согласно прогнозу Европейской комиссии, модернизация услуг транспортной логистики в Анаклии к 2030 году сбережет экономике Евросоюза до 10 млрд. евро и сократит сопутствующие портовые затраты примерно на 7%.
Консорциум развития Анаклии - Anaklia Development Consortium LLC
В Консорциум развития Анаклии входят TBC Holding LLC из Грузии и Conti International LLC из Соединенных Штатов.
Консорциум ведет обсуждения касательно присоединения других членов, в том числе партнеров из Китая. Руководителями Консорциума являются действующие на упреждение, обеспеченные ресурсами предприниматели, поддерживающие отношения на протяжении 20 лет и соблюдающие деловую этику. Для долгосрочного успешного развития Порта Анаклия Консорциум создал структуру предварительных соглашений с различными глобальными игроками в сфере портовой и транспортной инфраструктуры.