Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «Финам») провела онлайн-конференцию «Россия и Запад: вечное “зимнее время”». По мнению её участников, Россия вынуждена изолироваться из-за неготовности пойти на уступки Западу. Потеря традиционных европейских партнёров грозит России геополитическим одиночеством, однако без взаимного доверия наладить отношения с западными странами не удастся.
Во взаимоотношениях России и Запада наступил очередной виток охлаждения – Владимир Путин на заседании Валдайского клуба обвинил США в попытке разделить мир на два лагеря и сформировать из России образ врага. Президент предлагал изменить подходы, отказаться от восприятия России как ученика и наконец-то признать, что российская власть – это российская, а американская – это американская, отмечает заместитель заведующего кафедрой прикладной политологии Финансового университета при правительстве РФ Евгения Войко: «Вашингтон к этому не готов, отсюда непонимание и напряжённость». Эксперт уверена, что валдайская речь была обращена, скорее, к европейцам, с которыми Россия действительно хочет нормализовать отношения.
Россия искренне пыталась договариваться с Западом на протяжении 12 лет, до начала третьего президентского срока Путина, считает руководитель аналитического департамента Центра Политических технологий Татьяна Становая: «Пока Россия пыталась апеллировать к Западу, для Запада мы были периферийной темой. Ни одна инициатива не была всерьёз воспринята в западных институтах. За нынешний кризис отношений ответственность лежит на обеих сторонах с той лишь поправкой, что инициативой в полной мере владеет Запад, а не Россия». Г-жа Становая считает фактический разворот на изоляцию страны вынужденным, объясняя его нежеланием России признать то место, которое ей отводится в мире.
В сложившейся ситуации Россия может рассчитывать только на поддержку маргинальных стран, уверена г-жа Становая: «Даже ближайшие союзники от нас дистанцировались: едва не поссорились с Казахстаном из-за неосторожного высказывания Путина, явно разные подходы к украинской проблеме у России и Белоруссии. С Китаем отношения пока очень разбалансированы: политический союз больше нужен нам, чем Пекину, и превратить энергетические связи в основу для стратегического партнёрства пока не получается. Главным союзником России до украинского кризиса были Германия, Франция и Италия. Теперь мы и их теряем <…>. Геополитическое одиночество России (если не считать стран Латинской Америки с выраженной антиамериканской позицией) – на сегодня грустный факт».
Восстановить нормальные отношения России и Запада может разве что полное согласие РФ интегрироваться в евроатлантические структуры, отказаться от своих интересов на постсоветском пространстве, полагает г-жа Войко: «В логике нынешнего российского руководства такой сценарий маловероятен, другие российские инициативы на Западе не воспринимаются в принципе». Успешные переговоры возможны там, где есть хотя бы минимальное взаимное доверие, а когда его нет даже в проекте – сложно постоянно поддерживать эту видимость, подчеркивает эксперт.
Несмотря на наличие массы слабостей и конгломерата недопониманий, Россия – одна из немногих стран мира, обладающих стратегическим мышлением, потенциалом и способностью применять силу, говорит старший научный сотрудник Института экономики КНЦ РАН Олег Реут: «Сегодня это делает Москву вероятным оппонентом Вашингтона, но завтра – возможным важнейшим партнёром. Правда, для партнёрства обе стороны должны выйти за рамки ставших удручающе консервативными представлений, заданных прежними эпохами, чего пока не происходит».