О развитии российско-китайских отношений сегодня говорят многие. Не так давно власти КНР ответили отказом на предложение США ввести санкции в отношении нашей страны. Сегодня многие аналитики обратили внимание на совместно реализуемые РФ и КНР проекты и соглашения, подписанные во время визитов руководителей РФ и представителей крупных российских компаний в КНР в мае этого года, задавшись вопросом о том, скажется ли сегодняшняя политическая ситуация на отношениях двух держав. В то же время, возможности российско-китайских проектов значительно превышают их риски.
В частности, эксперты НИИ Корпоративного и проектного управления (НИИ КПУ) полагают, что в рамках сотрудничества по направлению топливно-энергетического комплекса появляется ряд таких возможностей как запуск крупных инвестпроектов. По оценкам российского руководства, одна лишь организация поставок российского трубопроводного газа в Китай превысит 70 млрд. долларов (55 млрд. с российской стороны и порядка 20-ти – с китайской). В результате в Зауралье появится современная газовая инфраструктура.
Кроме того, ощутимый импульс получат такие отрасли, как металлургия, трубная промышленность, машиностроение. Данные проекты также могут придать мультиплицирующий эффект для других партнеров России в сфере ТЭК, подталкивая их активнее инвестировать в проекты на территории Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, это будет способствовать налаживанию и укреплению связей на уровне предприятий, в том числе – содействуя формированию стратегических альянсов. В рамках проектов в сфере транспорта и транспортного машиностроения запланировано развитие железнодорожной инфраструктуры, связывающей Китай и Россию, что, очевидно, будет способствовать увеличению объемов железнодорожных перевозок. Кроме того, обмен лучшими практиками и наработками в этих сферах поспособствует налаживанию и последующему расширению бизнес-связей на уровне предприятий.
Что касается межбанковского и инвестиционного сотрудничества, то из плюсов можно отметить следующее: переход на расчеты в рублях и юанях снимет конвертационные издержки. Сотрудничество в сфере страхования, платежных услуг, платежных систем, систем расчетов с использованием платежных карт, все это ведет к расширению возможностей финансовых организаций. Еще одним немаловажным плюсом является привлечение инвестиций из КНР в развитие российской Сибири и Дальнего Востока.
Развитие инфраструктуры России и Китая совместными усилиями двух стран, является толчком к расширению возможностей китайского участия в развитии сибирских и дальневосточных проектов, в том числе – в рамках создаваемых Минвостокразвития территорий опережающего развития (ТОР). Кроме того из плюсов так же можно отметить, развитие сотрудничества в производственном секторе, поощрение технологических обменов в строительстве и расширение сотрудничества по линии форума АТЭС в рамках направления «наращивания взаимосвязей».
В рамках расширения институциональной базы сотрудничества основной задачей является формирование задела на перспективу, прежде всего – по линии сотрудничества в высокотехнологичных секторах. Увеличение квот на обучение китайских студентов технических специальностей в российских ВУЗах позволит сформировать большое количество людей, умеющих работать на российском оборудовании, знающих российские технологии и организацию производства в России. Впоследствии это может привести к расширению поставок в Китай продукции российского высокотехнологичного машиностроения. Повышение конкурентоспособности российских предприятий в результате унификации стандартов и критериев соответствия качества продукции с международными аналогами.
Межрегиональное сотрудничество открывает возможности расширения для взаимодействия между малым и средним бизнесом двух стран, укрепление связей между не только крупными, но и малыми и средними предприятиями, установление прямых связей между ними. Налаживание контактов на уровне глав местных администраций, что впоследствии создаст хорошие условия для старт-ап бизнес-проектов в двух странах, развития приграничной торговли (для приграничных областей РФ), снижения уровня ее криминализации.
Помимо перечисленных проектов, сегодня внимание китайских партнеров также направлено и на Крым.
Именно поэтому инициатива создания Совета по инвестиционной и внешнеэкономической деятельности при главе РК, предложенная постоянным представителем Крыма при президенте РФ Георгием Мурадовым, является, по мнению экспертов НИИ КПУ, необходимой.
По проекту г-на Мурадова, в Совет должны войти руководители министерств, ведомств и организаций Крыма, но при этом, Совет должен быть компактным и проводить конкретную работу по инвестпроектам и предложениям. При Совете должен работать аналитический центр или группа аналитиков в сфере инвестиционных и внешнеэкономических связей, которые смогут произвести отбор полезных предложений, и предлагать партнерам конкретные инвестиционные наработки.