В порту города Линьи (Китай) замечена партия фанеры, логотип которой похож на бренд известного отечественного производителя древесных плит (лидера отрасли) – группы «Свеза». Объем партии поддельной продукции, по свидетельствам очевидцев, составляет не менее 10 000 м3. С проблемой копирования бренда сталкивается большинство успешных компаний, качеству продукции которых доверяют покупатели.
«Использование похожего логотипа является самым распространенным видом подделки. В данном случае вместо Sveza написали Sweza, – комментирует Юлия Ермакова, руководитель отдела маркетинга группы «Свеза». – Производители контрафактной продукции могут отрицать факт нарушения, аргументируя это тем, что оригинальное наименование не использовалось. При этом покупатель, выбирая продукцию, опирается на знакомый образ и даже не догадывается о последствиях, к которым приводит ее применение».
Основным поставщиком «точных» копий является Китай (страна по производству контрафакта занимает 1-е место в мире ). Чаще всего на строительном рынке подделывают наиболее популярные товары. Например, поставленная президентом задача по возведению 140 млн. м2 жилья подогрела спрос на сухие строительные смеси. В связи с этим участились случаи копирования логотипов известных производителей, таких как Knauf, «Евроцемент груп» и т.д.
В результате страдают не только производители, теряющие доверие клиентов, но и потребители. По словам Михаила Аншакова, председателя Общества защиты потребителей «Общественный контроль», с каждым годом на рынке появляется всё больше некачественных и опасных для здоровья стройматериалов. Из Китая поступают товары в несколько раз превышающие содержание опасных веществ, которые вызывают целый спектр онкологических заболеваний. Наиболее впечатляющими оказались результаты экспертизы образцов напольного покрытия, где превышение фенолформальдегидных смол составило от 10 до 20 раз.
«Гарантировать безопасность продукта может только наличие подтверждающих документов, – поясняет Юлия Ермакова. – В России, к примеру, производители древесных плит обязаны иметь сертификат соответствия эмиссии формальдегида Е1. У каждого комбината группы «Свеза» такой сертификат есть, и он выдан независимым испытательным центром в г.Бремене (Германия). А какую фанеру привозят в контейнерах из Китая – это большой вопрос».
Кроме угрозы для здоровья человека, использование контрафактной продукции в строительстве несет в себе угрозу обрушения. Например, применение поддельной фанеры в составе опалубочных систем под воздействием массы бетона может привести к прогибу палубы или падению всей системы.
«При выборе березовой фанеры для опалубки необходимо помнить несколько фактов, которые указывают на происхождение и качество материала, – комментирует Андрей Кобец, менеджер по развитию продукта группы «Свеза». – Во-первых, у российской ламинированной фанеры четкая геометрия, гладкая поверхность и хорошо прокрашенные торцы. Чего не скажешь о фанере из Китая, о кривизне которой и «провалах» между слоями шпона ходят анекдоты. Во-вторых, лист настоящей березовой фанеры отечественного производства толщиной 18 мм весит порядка 34-36 кг, а китайские аналоги из тополя (выдаваемые за российскую березу) – 28-31 кг. Поэтому, во избежание покупки «кота в мешке», заранее стоит уточнить вес продукта».
По мнению Михаила Аншакова, председателя Общества защиты потребителей «Общественный контроль», основной причиной поступления подделок на отечественный строительный рынок является недостаток государственного контроля. «Фактически сегодня в Россию можно завозить любой товар: сертификация отменена, а ГОСТы, особенно для импортных товаров, уже носят не обязательный, а рекомендательный характер».