Российские предприниматели, работающие с Китаем, отмечают, что стоимость китайских товаров продолжает постепенно увеличиваться. По мнению экспертов, это связано, прежде всего, с ростом заработной платы, долгое время являющейся одним их основных конкурентных преимуществ КНР, укреплением курса юаня и высокой стоимостью электроэнергии.
Так, по информации Национального статистического управления КНР, в прошлом году средняя оплата труда в Гуанчжоу (провинция Гуандун), являющемся промышленным центром Китая, увеличилась на 17%, большей частью это затронуло финансовый сектор, консалтинговые и маркетинговые услуги, а также сферу культуры и искусства. На сегодняшний день средняя месячная зарплата служащего финансового учреждения составляет порядка 6,4 тысяч юаней (чуть более $1000), увеличиваясь с каждым месяцем примерно на 1,5%.
С 2005 по 2012 год номинальный эффективный курс юаня увеличился на 23,25%, реальный курс (с поправкой на изменение уровня цен и других издержек производства) – на 31,86%. Период октябрь 2012 г. – май 2013 г. был зафиксирован как время непрерывного 8-мимесячного укрепления китайской валюты. 7 августа текущего года обменный курс китайского юаня к американскому доллару впервые с 1993 г. достиг отметки 6,12.
Еще одной из причин, влияющих на стоимость китайских товаров, российские бизнесмены считают высокую стоимость электроэнергии, несмотря на то, что, к примеру, в Гуанчжоу стоимость киловатта остается неизменной в течение пяти лет. В среднем по Китаю один киловатт электроэнергии для жилых помещений колеблется в пределах 0,588-0,75 юаней (примерно 3,2 - 4 рубля), стоимость промышленного электричества – от 1 до 1,64 юаня (5,4 – 8,84 рублей), коммерческой электроэнергии – от 1,3 до 1,64 юаня (7 – 8,84 рублей), что на порядок выше, чем в России.
«Китай дорожает, это очевидно. Укрепление юаня, рост зарплат, дорогая электроэнергия, августовское введение нового налога для иностранных перевозчиков серьезно влияют на перспективы дальнейшей работы с Китаем для многих российских компаний. И сегодняшняя ситуация – далеко не предел. Как минимум, мы ожидаем сезонного повышения цен в связи с китайскими национальными праздниками в октябре, - сообщил Евгений Колесов, генеральный директор компании Optim Consult (Гуанчжоу, Китай). – С другой стороны, понятно, что это ненормально, когда сегодня на многих производствах стоимость труда рабочего в конечной стоимости продукта едва достигает 7%. Увеличение добавочной стоимости будет свидетельствовать о повышении конкурентоспособности китайских товаров, их высоком качестве и скором успешном выходе китайских брендов в мир».
В то же время многие китайские аналитики не видят в складывающейся ситуации поводов для беспокойства, несмотря на то, что индекс потребительских цен в июле этого года в КНР вырос на 2,7% по сравнению с июлем предыдущего года (такие же показатели были получены месяцем ранее, в мае – 2,1%, в апреле – 2,4%). По прогнозам, данный показатель в августе и сентябре составит 2,2% и 2,3% соответственно и вряд ли до конца года перешагнет цифру в 3%. По итогам года, инфляция останется на среднем уровне 2,4%, наряду с ростом объемов промышленного производства, розничных продаж и инвестиций в основные фонды.
«По имеющейся у нас информации, в последнем квартале 2012 года коэффициент использования производственных мощностей составлял лишь 80,1%, похожая тенденция сохраняется и в этом году. Пока этот показатель не увеличится, серьезного повышения цен опасаться не стоит, во всяком случае, в этом году», - сообщил директор Национального статистического управления КНР Ма Цзяньтан.
Справка о компании Optim Consult
Optim Consult – первая и крупнейшая официально зарегистрированная консалтинговая компания с российским капиталом в Китае. Предоставляет широкий спектр профессиональных услуг для бизнесменов из России и стран СНГ, заинтересованных в деловом сотрудничестве с Китаем. На сегодняшний день Optim Consult сотрудничает более чем с 400-ми китайскими производителями.
Компания – действующий член Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, активный член 13-ти профессиональных китайских ассоциаций, член ассоциации профессионалов маркетинговых исследований Esomar и Международного Союза товаропроизводителей.
В компании работает команда из 60 специалистов, объединяющая профессионалов юридической, финансовой, экономической и переводческой специальностей, обладающих экспертными знаниями в области ведения бизнеса в Китае.