Если еще 10 лет назад у россиян было пренебрежительное отношение к товарам из Китая, то сейчас ситуация приобрела положительную динамику - многие поняли, что не все китайские производители предлагают на экспорт низкосортную продукцию, и потому готовы рассматривать китайские товары и сырье в качестве достойной альтернативы отечественным, европейским или американским. Следовательно, вместе с этим возрос интерес со стороны предпринимателей к товарам производства Китая. В результате, по данным торгового представительства Российской Федерации в Китайской народной республике, в 2012 году российско-китайский товарооборот составил около 90 млрд. долларов (для сравнения, в 2003 году в Россию из Поднебесной было ввезено товаров на 9,4 млрд. долларов). Насколько быстрыми темпами идет процесс, свидетельствует статистика: так, например, с января по октябрь 2012 года товарооборот между этими двумя странами вырос на 13,4%, далее наблюдалась аналогичная ситуация.
Потребляя товары китайского производства, не все представляют, с какими трудностями приходится сталкиваться российским предпринимателям в процессе их переправления. Согласно неофициальным данным, более 60% тех, кто впервые решил ввезти товар из этой страны, теряют денежные средства и (или) товар, вплоть до 100%. Причин несколько, но основные – две, и они смежны: во-первых, 99% новичков чересчур доверяют китайской стороне, о чем свидетельствует то, что работа осуществляется по практически ничего не гарантирующим договорам; во-вторых, многие из них не представляют, с чем придется столкнуться на российско-китайской таможне. Как результат — потери самых разных масштабов.
«Следует понимать, что бизнес-отношения с КНР — это процесс, который таит в себе множество нюансов, для решения которых необходим квалифицированный комплексный подход. Тем, кто решил заняться покупкой товаров из Китая для последующей продажи в России, мы рекомендуем пользоваться услугами специализированных фирм-перевозчиков, иначе говоря, работать под так называемый «контракт перевозчика». Это позволит избежать не только проблем и рисков во время всех этапов перевозки и таможенного оформления, но и значительно сократит сроки доставки товаров, поскольку профессиональные операторы-перевозчики уже имеют определенный авторитет в государственных таможенных органах и обладают дипломатическими навыками, дающими возможность уладить вопросы без потери времени», — говорит генеральный директор ГТК «Восток» Денис Павлов.
Сегодня те, кто столкнулся с необходимостью переправления китайских товаров в Россию, на таможне встречаются с двумя основными проблемами: доказательством таможенной стоимости и выбором места таможенного оформления. Также следует учесть тот фактор, что таможенные правила регулярно меняются (как правило, это касается форм деклараций, классификаторов, структур и форматов, и пр.). Неспециалисту чересчур сложно разобраться во всех этих тонкостях. Ситуация усугубляется и тем, что сотрудники таможни, помимо основного пакета документов (который состоит из более 15 форм), могу запросить и другие документы.
Важно и то, чтобы товар, приобретенный в Китае, прибыл в Россию по «белой» схеме, в противном случае у предпринимателя могут возникнуть проблемы с налоговыми и правоохранительными органами в России. Операторы-перевозчики, сертифицированные для ведения внешнеэкономической деятельности, могут гарантировать законность сделок и таможенного оформления.
Генеральный директор ГТК «Восток» Денис Павлов подчеркивает, что у предпринимателей есть возможность работать с Китаем и самостоятельно, но лучше рисковать на это, уже зная особенности отношений между поставщиками, покупателями и таможней, то есть имея в этом опыт. В таких случаях при возникновении каких-либо проблем тоже можно обратиться к операторам-перевозчикам, однако услуги будут уже не комплексными, а точечными.