Мероприятие, прошедшее в Москве, собрало основных участников отрасли навигационно-телематических услуг и её правовых регуляторов в России. Международный формат форума разбавил его докладчиками из США, Японии, Китая и Индии. Одна из ключевых идей, заложенных в основу форума – необходимость активного использования ГЛОНАСС в различных отраслях российской экономики с экспансией технологий на международный рынок.
По словам руководителя Федерального космического агентства Владимира Поповкина, этот год для системы ГЛОНАСС – особенный, когда удалось полностью восстановить орбитальную группировку, и спутниковая навигация стала частью всей космической инфраструктуры, способствующей инновационному развитию страны. «Сегодня пройдены только первые этапы развития российского навигационного рынка - становления и первоначального накопления объемов и компетенций. Впереди – новые, еще более сложные, но необходимые этапы: масштабирования, консолидации и глобальной экспансии. Необходимы еще более высокие темпы роста, развитие новых направлений, ориентированных в первую очередь на массовых потребителей. Чем быстрее частный бизнес начнет приходить в технологии ГЛОНАСС, тем будет лучше», - отметил Владимир Поповкин.
Серьезность государственных российских инициатив в области развития спутниковых технологий обозначил на форуме заместитель Председателя Правительства Владислав Сурков, подчеркнувший, что до 2020 года разработана и утверждена федеральная целевая программа по развитию ГЛОНАСС, задачей которой является обеспечение лидирующей позиций России на мировом рынке в области спутниковой навигации. Государство на эти цели потратит более 300 миллиардов рублей. При этом, по словам Владислава Суркова, государство будет открыто для международного сотрудничества в области развития спутниковых технологий.
Как отмечают эксперты, среди основных проектов, способствующих активному внедрению спутниковых технологий на территории Российской Федерации - проект «ЭРА – ГЛОНАСС». «В этом году рынок получил от государства дополнительные импульсы к ускорению. Это и обязательность спутникового мониторинга при пассажирских перевозках и перевозках опасных грузов (01.01.13г. – авт.). И создание систем платности федеральных дорог для большегрузного транспорта. А ввод в штатную эксплуатацию государственной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в декабре 2013 года гарантирует взрывной характер роста большинства сегментов навигационного рынка, - говорит генеральный директор ОАО «НИС» Александр Гурко. – Все это кардинально изменит ситуацию на российском рынке. Первоочередной задачей станет эффективная эксплуатация существующих систем. Что невозможно без роста масштабов операторского бизнеса. Решать все эти задачи предстоит не государству, а бизнесу».
Одним из ключевых направлений развития рынка мировых навигационных технологий будет интеграция возможностей всех существующих спутниковых систем, что позволит значительно повысить точность и надежность позиционирования. Говорят об этом как представители Роскосмоса, государственного департамента США, так и европейского космического агентства. «Не смотря на ряд существующих отличий в орбитальных группировках (ГЛОНАСС и Galileo – авт.), глубоко убежден, что есть области взаимовыгодного сотрудничества, - отметил в своем докладе глава постоянного представительства Европейского космического агентства в России Рене Пишель.
Представители группы компаний «Навигатор» приняли участие в работе форума по спутниковой навигации, выступив с докладом в секции инновационного центра «Сколково».